Неточные совпадения
Когда падают старые авторитеты, когда не верят больше в суверенитет монархий или демократий, то создается авторитет и суверенность
коллектива, но это всегда означает внутреннюю неосвобожденность
человека и некоммюнотарность
людей.
Совершенно неверно, когда говорят, что новый советский
человек есть
человек коллективный и живет в
коллективе, а старый интеллигент был индивидуалистом.
Человек должен жить в органическом
коллективе, послушный его строю и ладу, образовываться своим сословием, своей традиционной профессией, всем традиционным народным укладом.
Объективация страстей, интересов, ненависти
людей и групп может принять форму
коллектива.
И вот что самое важное: в «коллективистичную» эпоху происходит не только социализация и коллективизация экономической и политической жизни, но и совести, мысли, творчества, экстериоризации совести, т. е. перенесение ее из глубины
человека, как духовного существа, вовне, на
коллектив, обладающий авторитарными органами.
Коллектив есть не реальность, а известная направленность
людей и групп, состояние, в котором они находятся.
Русский
человек не ставил себе задачей выработать и дисциплинировать личность, он слишком склонен был полагаться на то, что органический
коллектив, к которому он принадлежит, за него все сделает для его нравственного здоровья.
Люди мыслили и судили по принадлежности к «
коллективу» племени, нации, государства, семьи, сословия, конфессии и пр.
В этом отношении совершенно ложна метафизика коллективизма, которая в социальном
коллективе видит реальность, стоящую над
человеком.
В марксизме есть две тенденции — тенденция к объективации и отчуждению
человека в
коллектив, и тенденция к субъективизму, к освобождению труда и трудящихся от власти общества, к гуманизации общества.
Это достигают через потерю памяти смертной, через окончательное погружение
человека в жизнь
коллектива вплоть до уничтожения личного сознания.
Коллективизм не хочет знать живого отношения
человека к
человеку, он знает лишь отношение
человека к обществу, к
коллективу, который уже определяет отношение
человека к
человеку.
Мировая гармония, торжество мирового разума, прогресс, благо и процветание всякого рода
коллективов — государств, наций, обществ, — сколько идолов, которым подчиняют
человека или он сам себя подчиняет!
Ортодоксия имеет социологическую природу и означает авторитет организованного
коллектива над свободной личностью, над свободным духом
человека.
Он, в конце концов, увидел
человека как исключительный продукт общества, класса и подчинил целиком
человека новому обществу, идеальному социальному
коллективу вместо того, чтобы подчинить общество
человеку, окончательно освободить
человека от категории социального класса.
Но в результате социальный
коллектив, в котором
человек должен был быть освобожден от эксплуатации и насилия, делается поработителем человеческой личности.
Если полезно каяться и смиряться отдельным
людям, то ещё полезнее было бы вступить на путь покаяния и смирения
коллективам, государствам, нациям, церквам.
Пафос справедливости может быть пафосом
коллектива, а не пафосом личности, может поставить субботу выше
человека.
Она совсем не означает освобождения
человека, потому что основана не на примате человеческой личности, а на примате безгосударственного общества, социального
коллектива.
Человек должен достигнуть состояния, в котором он больше не будет классироваться, т. е. пригвождаться к какому-либо
коллективу.
Но в
коллективе это реальное искажено экстериоризацией и это экзистенциальное, связанное с общностью
людей, умалено объективацией.
Человек в своей беспомощности и покинутости, естественно, ищет спасения в
коллективах.
Человек согласен отказаться от своей личности, чтобы жизнь его была более обеспеченной, он ищет тесноты в людском
коллективе, чтобы было менее страшно.
Преступления, которые
человек совершает во имя
коллективов, отождествляя себя с ними, суть преступления личные.
В
коллективе у
человека ослабляется страх перед опасностью и потребность в гарантии безопасности.
Это было бы и более широким и глубоким покаянием, и смирением
людей, составляющих эти
коллективы.
Человек с трудом принимает победу солнца над землей, духа над материей, мужского над женским, личности над
коллективом.
Различие между личностью и родом, личностью и социальным
коллективом устанавливается
человеком через величайшее духовное усилие.
Соборность иное значит, соборность не есть коллективность, соборность есть качество общности
людей, личностей и «мы», которое не есть вне этих личностей существующий и действующий на них
коллектив.
Мистики и пророки самые свободные
люди, они не согласны быть детерминированы в своих путях
коллективом, обществом, хотя бы религиозным обществом.
Помирать стану — и тогда буду вспоминать наши собрания, споры, дружную товарищескую спайку, это слияние разнообразных
людей в один крепкий
коллектив, горящий любовью к новой, никогда еще на земле не бывавшей жизни.
Материалистический социализм, порабощенный экономизмом капиталистических обществ, отрицает
человека и общечеловеческую природу, он признает лишь классового
человека, лишь классовые
коллективы.